Методические рекомендации для руководителей ОУ,
методистов, педагогов.
Анализ проведения урока с позиции технологии
здоровьесбережения.
Чтобы проанализировать урок с точки
зрения сохранения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам
целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
-
Гигиенические
условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных раздражителей и т. п. Следует отметить, что утомляемость
школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от
соблюдения этих простых условий.
-
Число
видов учебной деятельности, используемых
учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание,
рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров,
задач, практические занятия и т. д. Нормой считается 4-7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам
необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от
учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту
утомляемости.
-
Средняя
продолжительность и частота чередования различных
видов учебной деятельности. Ориентировочная норма: 7-10 минут.
-
Число
использованных учителем видов преподавания:
словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма - не
менее трех за урок.
-
Чередование
видов преподавания - не позже чем через 10-15
минут.
-
Использование
методов, способствующих активизации инициативы
и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в
субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор
действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и
т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на
самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
-
Умение
учителя использовать возможности показа
видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к
познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и
воспитательных задач.
-
Позы
учащихся и их чередование в зависимости от
характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке
может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени
его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного
учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно
напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень
невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
-
Физкультминутки
и физкультпаузы, которые являются обязательной
составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и
продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3х легких
упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время
выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
-
Положительной
оценки заслуживает включение в содержательную
часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение
учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним
из критериев его педагогического профессионализма.
-
Наличие
у учащихся мотивации к учебной деятельности на
уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п. Оценивается уровень этой мотивации и
методы ее повышения, используемые учителем.
-
Благоприятный
психологический климат на уроке, который также
служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных
эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное
воздействие школы на здоровье.
-
Преобладающее
выражение лица учителя. Урок неполноценен, если
на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных
шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток
и т.д.
-
Момент
наступления утомления учащихся и снижения их
учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных
и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма - не ранее
чем за 5-10 минут до окончания урока.
-
Темп
и особенности окончания урока. Желательно, чтобы
завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю
вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со
школьниками.
-
Интегральным
показателем эффективности проведенного занятия
можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить
внимание и на состояние учителя.
Анализ урока лучше начать с позитивных
моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При
обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний,
переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить
инициативу, творческие тенденции в работе педагога. Поэтому эффективнее всего
проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на
занятии. |